Многие психические заболевания берут свое начало еще в самом нежном возрасте человека. Наиболее частотным является синдром дефицита внимания у детей. Это дети с расстройствами поведения, но при этом у них не наблюдается выраженных поражений мозга органического характера. Синдром дефицита внимания у детей характеризуется, прежде всего, повышенной двигательной активностью, минимальными повреждениями мозга, легкой детской энцефалопатией. Второе название этого расстройства звучит как минимальная дисфункция мозга.
Синдром дефицита внимания у детей – это заболевание, которое характерно для детей и подростков со средним, близким к среднему и даже высоким интеллектуальным уровнем с нарушениями в поведении, колеблющимися от легких до ярко выраженных, сочетающимся с минимальным поражением центральной нервной системы (могут присутствовать нарушения двигательных функций, речи, памяти, перцепции, контроля внимания).
Синдром дефицита внимания у детей характеризуется коротким промежутком внимания, рассеянностью, из-за которой ребенок не может закончить задание, он дезорганизован и не способен запомнить самые простые указания. Есть ощущение, что ребенок, больной этим расстройством, не может слушать внимательно, отвлекается на всякий посторонний раздражитель (звук, зрительные стимуляции, которые его сверстниками игнорируются, собственное тело, одежда). Такие дети не могут усидеть на одном месте, им требуется постоянно быть в движении. Из-за этого он постоянно извивается, берет разные предметы, переставляет их с места на место, открывает – закрывает двери и ящики, пальцы его находятся в постоянном движении. Может наблюдаться раскачивание тела, размахивание конечностями.
Если вокруг находится непривычная обстановка, то ребенок еще больше возбуждается, прием в худшую сторону, может произойти вспышка гнева. Синдром дефицита внимания у детей можно определить по ярко выраженным симптомам – импульсивности, непрерывная двигательная и вербальная активность, которая кажется совершенно бездумной и непрерывная смена деятельности. Для девочек более свойственно расстройство без гиперактивности.
Дети с данным расстройством плохо ладят со сверстниками, часто становясь мишенью либо изгоем, а также катализатором, который может активировать в других детях нежелательные поведенческие реакции. Со взрослыми у них так же не очень хорошо получается ладить, так как дети ведут себя непоседливо, докучливо. Причинами возникновения синдрома дефицита внимания психотерапевты называют биологические, психосоциальные воздействия, а так е отрицательной влияние окружающей среды. Некоторые ученые предполагают, что немалую роль в появлении этого заболевания может стать генетические отклонения (например, нарушение генетически нормальной ретикулярной функции ЦНС).
Этот синдром, по данным исследований, чаще встречается у детей из неблагополучных семей (алкоголизм и неустойчивое психическое состояние родителей). Гиперактивность обуславливается индивидуальным развитием врожденных биохимических параметров, недостаточной работой ингибиторов коры головного мозга. Причинами возникновения синдрома недостатка внимания может быть повреждение мозговой ткани в первый год-два после рождения, нарушения в антенатальном развитии (осложненное течение родов, различные заболевания после родов, черепно–мозговые травмы). Ученые проследили тенденцию корреляции между девиантным поведением ребенка и его либо недоношенностью, либо низким весом при рождении. Дети, рожденные недоношенными, обычно имеют легкую гипоксию мозга, что может вызвать небольшие его повреждения, влияющие на моторику.